Воскресенье, 19.05.2024
Попова Олеся Викторовна, учитель начальных классов
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи и выступления [6]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 45
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи и выступления

Статья «Обеспечение преемственности начального и основного общего образования в рамках внеурочной деятельности »

Обеспечение преемственности начального и основного общего образования в рамках  внеурочной деятельности

 

О.В.Попова,

г. Полысаево, Кемеровская обл.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, самостоятельными, с развитыми творческими способностями, способными занять в жизни достойное место, стать ответственными за себя и своих близких. Формированию такой личности способствуют все ступени современного образования: дошкольное, начальное, основное, среднее.                                                                                

Переход детей из начальной школы в среднее звено является важным не только для учителей начальных классов, но самих детей и их родителей. Как хорошо знакомо педагогам чувство страха и переживания за свой 4 класс. Как будут ребята учиться в 5 классе? Как же хочется, чтобы у них все получалось!

С переходом в пятый класс у детей повышается уровень тревожности, связанный с новыми ожиданиями. Они чаще отвлекаются, остро  реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны.  Преемственность предполагает плавный переход на среднюю ступень обучения, чтобы продолжить развитие важных учебных умений, не утратить интерес к обучению. Детям необходимо адаптироваться к новым условиям деятельности: несколько учителей со своим стилем преподавания, ходьба по кабинетам, более быстрый темп работы на уроках. Важным моментом становится взаимодействие учителей выпускающих классы из начальной школы, и учителей предметников, принимающих эти классы. Сохранение преемственности должно прослеживаться не только во время учебного процесса, но и на занятиях внеурочной деятельности.

В 4 классе занятия внеурочной деятельности проводились мною (классным руководителем), школьным психологом, учителем музыки, учителем информатики, педагогами дополнительного образования. Еще в первом классе детям и родителям было предложено выбрать направления внеурочной деятельности. Рассмотрим распределение учащихся по программам:

  • Инфознайка (Ананина А.В., учитель информатики) – 16%
  • Шахматное королевство (Манаев Н.М., педагог ДДТ) – 12%
  • Музыкальный калейдоскоп (Кучнова О.С., учитель музыки) – 12 %
  • Дорожная азбука (Кирьякова Е.А., педагог ДДТ) – 100%
  • Лесенка успеха (Афонасенко Н.И., школьный психолог) – 12%.

Данные направления внеурочной деятельности проводились другими преподавателями. Программу «Дорожная азбука» посещал весь класс, т.к. правила дорожного движения необходимо повторять со всеми детьми. По остальным программам дети распределились равномерно.

В рамках преемственности большинство программ продолжили свою реализацию и в 5 классе: « Инфознайка», «Шахматное королевство», «Музыкальный калейдоскоп» и «Дорожная азбука». Все преподаватели учащимся знакомы, что облегчит их адаптацию в среднем звене.

Мною, как классным руководителем велась внеурочная деятельность по следующим программам:

  • Проекты младших школьников;
  • Животный и растительный мир нашего края;
  • Тропа здоровья;
  • Игры на воде.

Каждое направление важно по-своему. Чтобы дети не уставали, и  им было интересно, применяла различные формы организации занятий: групповая и парная работы, игры, викторины, конкурсы, интеллектуальные и творческие задания. Включала в занятия различные методы и приемы системно-деятельностного подхода: метод проблемного обучения и метод проектов. Для создания мотивации применялись следующие приемы: «яркое пятно», «удивление», «ассоциативный ряд», «атака мыслей». Поэтому одним из советов для учителей, которые стали работать в 5 классе с моими учащимися – применять в первой половине учебного года аналогичные приемы и методы организации деятельности обучающихся.

В проектной деятельности одним из активных учебно-познавательных инструментов выступали информационно-коммуникационные технологии. На этой ступени обучения ИКТ использовались для формирования первичных навыков работы с информацией. Дети начали осваивать ИКТ-средства, приобретали навыки работы с текстовым редактором и редактором презентаций, с различными мультимедийными источниками, с Интернетом. Учащиеся самостоятельно стали готовить проекты, презентации и защищать их перед своими одноклассниками. Так в классе к «70-летию Победы в Великой Отечественной войне» был организован и проведен конкурс на лучший проект. Лучшая работа была представлена на общешкольной исследовательской конференции «Перспектива». Рунк Валерия с проектом на тему  «Кузбассовцы в боях за родину» стала лауреатом. С целью дальнейшего совершенствования детей в рамках реализации этой программы в 5 классе стали занятия внеурочной деятельности «Введение в исследовательскую деятельность».

Общекультурное направление реализовывалось через программу «Животный и растительный мир нашего края». Данные занятия актуальны, т.к. Кузбасс является зоной экологических проблем. На занятиях прививала любовь к родному краю, осуществляла нравственное и экологическое воспитание. У учащихся также формировалось умение создавать творческие проекты. Приятно осознать, что данная программа получила свое продолжение в среднем звене в более широком аспекте через программу «Я и мой мир вокруг».

Спортивно-оздоровительное направление осуществлялось через занятия по программе «Игры на воде» и занятия по программе «Тропа здоровья». Программа «Игры на воде» проходила через посещение «Водного мира» в городе Ленинск-Кузнецкий. Цель занятий плаванием: укрепление здоровья, развитие двигательных способностей, профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата. Во время занятий по «Тропе здоровья» обучающиеся знакомились с различными подвижными играми на свежем воздухе. Ребята с большим удовольствием посещали эти занятия, получали заряд бодрости, энергии, удовольствия. От хорошего физического состояния зависит и общее развитие детей. Программа «Тропа здоровья» получила свое продолжение и в 5 классе.

В конце учебного года в нашем городе проводился городской семинар "Обеспечение преемственности между уровнями образования как условие получения планируемого результата в условиях реализации ФГОС". На данном семинаре в рамках заседания временного методического объединения учителей четвертых-пятых классов поделилась опытом организации внеурочной деятельности в начальной школе на примере своего класса. Осуществляя преемственность видно, что выбрана правильная позиция педагогов среднего звена при организации внеурочной деятельности. Большая часть программ получили свое продолжение в 5 классе.

В начале текущего учебного года посетила различные занятия внеурочной деятельности в бывшем 4 классе. Так же проблемы адаптации пятиклассников решались за «круглым столом». После обсуждения были сделаны определенные выводы: воспользоваться советами бывшего классного руководителя об индивидуальных особенностях детей, создавать эмоциональный комфорт на уроках, использовать привычные приемы и методы организации деятельности в первом полугодии.

Работа по преемственности способствует повышению результативности в обучении и воспитании детей. Только при взаимодействии и тесном сотрудничестве педагогов начального и среднего звеньев, возможно, добиться результата безболезненного перехода детей из 4-го в 5-ый класс.

 

Литература

 

  1. Мельникова, Е. Л. Преемственность в использовании проблемно-диалогического метода в начальной и основной школе [Текст] / Е. Л. Мельникова // Начальная школа: плюс минус. - 2003. -  № 6. -  С. 9-14.
  2. Мурзина, Н. П. Методическое обеспечение решения проблемы непрерывности и преемственности общего образования [Текст] / Н. П. Мурзина // Начальная школа: плюс «До» и «После». - 2005. -  № 6. - С. 35-41.
  1. Санина, Л. Д. Личностная ориентация преемственности процесса образования учащихся начальной и средней школы [Текст] / Л. Д. Санина // Начальная школа: плюс минус. – 2002. - № 1. - С. 24-33.
  2. Цукерман, Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема [Текст] / Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. - 2001. -№5. - С. 19-34.

 

Категория: Мои статьи и выступления | Добавил: Олеся (06.03.2016)
Просмотров: 972 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Ура! Каникулы!

осенние-31.10-6.11.2016г.
зимние -29.12-11.01.2017г.
весенние-27.03-4.04.2017г.

Поиск

Сегодня
19.05.2024


Полезные ссылки
  • МБОУ ДПО ИМЦ 
  • УО ПГО 
  • МБОУ "СОШ № 44"
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz

  • Моя школа

    652560, Кемеровская обл.,
    г. Полысаево,
    Корпус 1
    ул.Крупской, 106,
    т.(8(38456) 2-96-22 директор;
     2-96-25 зам.директора
    e-mail:
    polisaevо44@yandex.ru
    сайт:
    http://shkola44pol.ukoz.ru
    Корпус 2
    ул.Мира, 5
    т. 8(38456) 4-54-25 зам.дир
    4-49-49 пункт охраны

    Погода

    Календарь
    Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

    Попова О.В., учитель начальных классов МБОУ "СОШ № 44"    e-mail: olesya.popova.81@mail.ru