Суббота, 18.05.2024
Попова Олеся Викторовна, учитель начальных классов
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи и выступления [6]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 45
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи и выступления

Способы мотивации младших школьников к учению.

«Способы мотивации младших школьников к учению»

Попова Олеся Викторовна, учитель начальных классов МАОУ «Школа №44»

 

 Как все мы знаем, лишь очень немногие учащиеся получают удовольствие от занятий. Для них требования и сложность занятий находятся в соответствии с уровнем способностей и возможностей. Именно поэтому большинство учащихся воспринимают школу как источник либо скуки, либо тревожности.                                                                                                                           Поэтому каждый учитель должен стремиться к развитию учебной мотивации, а это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный.

Через проведение каких форм уроков формируется мотивация к учебной деятельности у младших школьников?

Слайд 2.

 Устойчивый интерес, мотивация к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение (уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов).

Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями. 

Слайд 3.                      

Мы  рекомендуем использовать  следующие приемы работы:

1. Приём «Фантастическая добавка».
Учащимся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница», и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Этот прием хорошо использовать на уроках чтения. Также задания –пересказ от 3-го лица, от лица сказочного героя.

2. Приём «Удивляй». В юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа. Пластинки вееровидных листьев корифы достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные зонты, расписные веера. Помимо мотивации, такие мини-сообщения полезны в начале урока рассказывать самими учащимися, лучше показывая иллюстрации. Это полезно как для расширения кругозора, так и для подготовки к олимпиаде.

3. Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого позволяет приём «Отсроченная отгадка». Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие: на следующем уроке мы познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой, которые растут у нас на огороде. Замотивировать детей, привлечь к следующему уроку, может кто из детей сам захочет приготовить сообщение на данную тему.

4.При сообщении темы урока и его цели использую приём «Прогнозирование». «Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр произведения, с которым будем работать на уроке. Обоснуйте свой ответ: «Карлик Нос», «Беляночка и Розочка», «Кот в сапогах».

5.Для создания интригующей ситуации, для организации отдыха на уроке можно использовать «Да-нетку». «Я задумала персонаж детской сказки, который, найдя клад, купил новый бытовой прибор. Кто это?» Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На вопросы учитель может отвечать только словами «да» и «нет».

6. Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. В таких случаях используется приём «Привлекательная цель». На уроке математики во 2-м классе «Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100» одна из задач, решаемых на уроке, — отработка навыков сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток в пределах 100. Детям же была поставлена цель: помочь Алёше Поповичу восстановить своё доброе имя, вернуть золото и прогнать племя басурманское с земли русской.

В этом же случае можно дать ученикам возможность соревноваться, выполняя по очереди действия в соответствии с определённым правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.

Слайд4.
Формированию учебной мотивации способствуют:

1. игровые ситуации

2. занимательные  задания

3. загадки

4. ребусы

5. проблемные задания

6.творческие задания

Слайд 5.

Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Так, при закреплении и проверке знаний на уроке русского языка можно использовать игру «Иду в гости». Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимися, с кем необходимо провести индивидуальную работу. В игре участвует весь класс. У детей фишки (они выбирают сами): красные — это «гости», жёлтые — это «хозяева». «Хозяева» приглашают в гости и предлагают «гостю» задание, написанное на карточке. «Хозяева» проверяют выполненное задание и ставят оценку. Затем приглашают нового «гостя». Материал для игры: карточки с заданием.

Детям эта игра нравится, кроме всего прочего она приучает их к правилам этикета в гостях. Дидактическая игра помогает оживить в данном случае уроки русского языка и способствует развитию элементов творчества и самостоятельности.

Игра«Вопрос-ответ».
  Начинает один участник и задает определенному ученику вопрос по теории, если ответ был верный, то ответивший задает вопрос тому, кому захотел.

 Слайд6.
«Найди лишнее слово» ( на уроках русского языка определили какое слово лишнее – дети учатся выделять различные признаки и свойства предметов, слов, а затем с лишним словом можно провести фонетический разбор, либо прописать букву на минутке чистописания).

 На каких уроках можно использовать загадки, когда?

Слайд 7,8,9 ( просто просмотр).

Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать, мотивировать школьников к их обсуждению и решению. 

Слайд 10.

Тема«Термометр»

Проблемные вопросы.

Почему термометр иногда называют термоизмеритель или градусник?
Можно ли измерить температуру человеческого тела уличным термометром?
В каком случае водный термометр покажет неверную температуру?

Слайд 11.
Проблемная  задача.

Осенью по радио метеорологи сообщили, что температура воздуха +5 °С. Нина решила проверить их сообщение. Она взяла комнатный термометр и вышла на улицу. Подержав в руке термометр 5 минут, она заметила, что конец столбика подкрашенной жидкости показывал +20 °С. Почему термометр показал температуру намного выше, чем было на самом деле? 

Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого используются творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, издание книжек. Ученики, выполняя творческое домашнее задание, разрабатывают дидактические материалы.

Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха. 

Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд, а этого хорошо добиться через творческие задания.

Слайд 12.
Творческие задания

На уроках русского языка

1.    Создание кроссвордов по теории. Предполагает самостоятельное изучение и поиск ребенком информации в интернете, в учебной литературе.

2.    К словарной работе можно привлечь учащихся в подготовке материала о новом словарном слове на флеш- носителе или в напечатанном варианте.

Слайд 13.

Творческие задания на уроках чтения:

1.  Сочинение сказок

2.    Издание книжек

3.  Сочини свою считалку, стихотворение

4.  «Подбери рифму»

Слайд 14.

«Подбери рифму»

  №1  Закончить строчку стихотворения, выбрав нужную рифму из предложенных трех слов. Подчеркните подходящее слово:

   Мигом команда моя разбежалась,

   Только на лодке две пары…. (казалось, осталось, прижалось.) (Н. Некрасов)

   Я квартиру сторожу, два часа уже…(бужу,сижу, стужу) (О. Бундур)

Слайд 15.

№2 Выбрать нужное слово из предложенных двух:

Бы-бы-бы - на дворе стоят… (столбы - столы).
Ра-ра-ра – начинается…(игра - икра).

№3 Закончить фразу самостоятельно, подобрать рифмующиеся слоги:

 Лу-лу-лу-лу начинаем мы … (игру).
Ши - жи - жи – ши  наши буквы ... (хороши).
Лы-ли-ры-мы - подбираем рифмы …(мы).

Слайд 16.

№4 Сочинить считалку по данным началу и концу:

Шли зайчата на базар
__________________
__________________
Говори поскорей,
Не задерживай людей.

 Какие еще творческие задания вы знаете?

 Какие творческие задания применяете на своих уроках для мотивации детей?

Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации у младших школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.

Слайд 17.

Спасибо за работу!

Слайд 18.
Литература:
1. Ахпателова В.В. «Формирование положительной мотивации учения у детей начальных классов с помощью  различных творческих работ на уроках литературного чтения» [электронный ресурс]. Режим доступа:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
2. Анкудинова О.Н. «Развитие творческих способностей и положительной мотивации при обучении грамоте» [электронный ресурс]. Режим доступа:  http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
3. Реферат на тему «Формирование мотивов учебной деятельности младших школьников» [электронный ресурс]. Режим доступа:  http://www.coolreferat.com

Скачать материал

Категория: Мои статьи и выступления | Добавил: Олеся (18.03.2016)
Просмотров: 697 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Ура! Каникулы!

осенние-31.10-6.11.2016г.
зимние -29.12-11.01.2017г.
весенние-27.03-4.04.2017г.

Поиск

Сегодня
18.05.2024


Полезные ссылки
  • МБОУ ДПО ИМЦ 
  • УО ПГО 
  • МБОУ "СОШ № 44"
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz

  • Моя школа

    652560, Кемеровская обл.,
    г. Полысаево,
    Корпус 1
    ул.Крупской, 106,
    т.(8(38456) 2-96-22 директор;
     2-96-25 зам.директора
    e-mail:
    polisaevо44@yandex.ru
    сайт:
    http://shkola44pol.ukoz.ru
    Корпус 2
    ул.Мира, 5
    т. 8(38456) 4-54-25 зам.дир
    4-49-49 пункт охраны

    Погода

    Календарь
    Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

    Попова О.В., учитель начальных классов МБОУ "СОШ № 44"    e-mail: olesya.popova.81@mail.ru